Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
"Централизованная библиотечная
система г. Йошкар-Олы"
Йошкар-Ола, ул. Прохорова, 30 8 (8362) 63-64-50 Задать вопрос

«Перечитывая Мастера»

Михаил Булгаков выбрал труднейший путь: путь личности, твердо очерчивающей границы собственного, индивидуального бытия, стремлений, планов и не намеренной покорно следовать навязываемым извне правилам и канонам.

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) – русского писателя и драматурга, театрального деятеля, актёра и режиссёра. Многие его произведения на сегодняшний день относятся к классике русской литературы.

Презентация «Перечитывая Мастера» знакомит с личностью и творчеством писателя-драматурга. Будут представлены широко известные произведения автора.

Михаил Афанасьевич родился в 1891 году в довольно большой семье, где после него появилось шестеро детей. Булгаков часто говорил о том, что его семья, где все любили и поддерживали друг друга, спасала и защищала его в жизненных ситуациях. Эти отношения, царившие в семье, потом органично перейдут на страницы булгаковских романов и пьес. Молодость Булгакова проходила в Киеве и с этим городом у писателя связано немало. После окончания гимназии, поступил на медицинский факультет и в 1914 году с началом войны отправился служить в военный госпиталь. В это время пишет повести «Морфий» и «Собачье сердце». В 1921 году переехал в Москву, где начал литературную деятельность с «Записок на манжетах». 

Во второй половине 20-х годов писатель приобрел популярность, его пьесы активно ставят в театрах. 

В этот период Булгаков опубликовал две сатирические повести: «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925) – история о научном открытии «луча жизни», который в невежественных руках представителей новой власти становится лучом смерти.

Написал «Собачье сердце» (1925). Традиционно повесть «Собачье сердце» трактуют только в одном политическом ключе: Шариков – аллегория люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего множество прав и свобод, но быстро обнаружившего при этом эгоизм и желание уничтожать себе подобных. Однако есть и другая интерпретация, в этой повести увидели политическую сатиру на руководство государства середины 1920-х годов. 

«Белая гвардия» – роман не о революции, а о гражданской войне, в которой не бывает победителей. Отсюда горечь автора, наблюдающего ситуацию абсолютного этического кризиса, когда никакой поступок, никакая жизненная позиция не могут быть морально не уязвимы, незыблемость нравственных принципов становится непозволительной роскошью. Интеллигентная семья Турбиных вдруг оказывается причастна к великим событиям, преобразившим облик России. Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и принимают его.

На основе «Белой гвардии» автором создана пьеса «Дни Турбиных», премьера которой состоялась во МХАТе 5 октября 1926 года и вызвала необычайный успех у зрителя.

С этого времени и до конца жизни М. А. Булгаков уже не оставлял драматургию. 

Почти одновременно с «Днями Турбиных» Булгаков написал трагифарс «Зойкина квартира» (1926). Сюжет пьесы был весьма актуален для тех лет. Предприимчивая Зойка Пельц пытается скопить денег на покупку заграничных виз для себя и своего любовника, организуя подпольный бордель в собственной квартире. В пьесе запечатлен резкий слом социальной реальности, выраженный в смене языковых форм.

За «Зойкиной квартирой» последовал направленный против цензуры драматический памфлет «Багровый остров» (1927).

В 1928 году Булгаков ночами начинает сочинять «роман о дьяволе» (так первоначально видел роман Михаила Булгаков о «Мастере и Маргарите»). Тогда же появилась и надпись на полях рукописи: «Дописать прежде, чем умереть». Роман «Мастер и Маргарита» уже тогда осознавался автором как главное дело его жизни. Последняя редакция романа «Мастер и Маргарита», которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти.

В 1929 году Булгаков пишет новую пьесу «Кабала святош» В центре ее коллизия: художник и власть. Пьеса о Мольере и его неверном покровителе Людовике XIV прожита писателем изнутри. Высоко ценящий искусство Мольера король лишает, тем не менее, покровительства драматурга, осмелившегося высмеять в комедии «Тартюф» членов религиозной организации «Общество святых даров». 

Это только маленькая часть произведений, которые сделали имя Михаила Булгакова широко известным. Но эта известность пришла к Михаилу Булгакову с опозданием: через четверть века после его смерти.

Кем был Булгаков? Писателем, болевшим за человека, будь то незаурядный Мастер или непримечательный делопроизводитель. Мистицизм в произведениях для Булгакова – литературный прием, оттеняющий действительность в сатирическом свете, показывающий негативные черты современной жизни. Своим творчеством он выказывал подлинный гуманизм, близкий нам и сегодня. За свою непозволительно короткую жизнь писатель успел оставить потомкам неоценимый литературный вклад. Имя такого великого писателя не может быть забыто, а рукописи, как известно, не горят.

Надеемся, что данная презентация позволит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их.

Презентация


Информацию предоставила ведущий библиотекарь Центральной библиотеки Охотникова И. В.



Читайте также

Библиотекарь рекомендует

«Золотой ребёнок Тосканы» Риз Боуэн, тот случай, когда даже хороший сюжет уходит на второй план, уступая первенство вызванным ощущениям.

С праздником, великая Россия!

В библиотеке-филиале №3 прошло мероприятие, посвященное Дню России. На Утренник «С праздником, великая Россия» были приглашены дети из детского лагеря отдыха «Солнышко» при МБОУ «Лицей №28 г. Йошкар-Олы».

Я леплю из пластелина

В рамках программы летнего чтения «Книжная улыбка лета» и городской программы «Вместе! Летом! Всем двором!» 9 и 10 июня в библиотеке-филиале №1 проходили занятия с детьми от 3 до 11 лет по лепке из пластилина.