Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
"Централизованная библиотечная
система г. Йошкар-Олы"
Йошкар-Ола, ул. Прохорова, 30 8 (8362) 63-64-50 Задать вопрос

Моя речь – мое зеркало.

В библиотеке – филиале №3 в  рамках реализации Межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» для учащихся  8 «Г» класса средней школы №9 был проведен урок по культуре русской речи – Приглашение к разговору «Моя речь – мое зеркало» к Дню славянской письменности и культуры.  

Началось мероприятие с экскурса в богатое прошлое русского языка. Ребята узнали интересные факты из его истории и поняли, что родной язык не просто красив, но и несет в себе много сложностей – эмоционален, вариантен и очень сложен в изучении.

Особое место было уделено очень важной проблеме – использовании жаргона и сленга. Подростки при общении используют большое количество сленговых слов и выражений, что очень обедняет их разговорную речь. Минус использования сленговой речи в том, что человек теряет способность что-то связано оценивать, излагать. Такая речь скудна, лишена красок. Для примера ребятам был зачитан отрывок из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» о словарном запасе Эллочки Щукиной. С азартом ребята называли слова, употребляемые в речи современными «Эллочками». Ребята познакомились с замечательными стихами Пушкина, Есенина и других поэтов – услышали красивую русскую речь. 

Наш родной язык очень богат и его история – это история всего русского народа. С некоторыми историзмами и архаизмами учащиеся познакомились, пополнили свои знания о фразеологизмах. Вспомнили и другой кладезь народной мудрости – пословицы и поговорки русского народа. Была проведена разминка: ребята угадывали пословицу по двум опорным словам. Приняли участие в «Веселой пантомиме», активно участвовали в соревновании, кто быстрее и больше назовет русских пословиц и поговорок. 

Важное место в разговоре с учащимися было уделено проблемам родного языка. Во-первых, подростки узнали о загрязнении русского языка иностранными словами, особенно американизмами. Ребята даже попробовали найти аналоги к некоторым засоряющим наш язык словам. И еще очень важная проблема русского языка, которую раскрыли в ходе занятия – это нецензурная брань. Сильное впечатление на учащихся произвели несколько четверостиший из стихотворений поэта-фронтовика Эдуарда Асадова о недопустимости пачкать наш язык этими сквернословиями.

В ходе разговора учащиеся имели возможность познакомиться с книжной выставкой, на которой были представлены книги о культуре русской речи, статьи из журналов, самые разнообразные словари по русскому языку. Данное мероприятие дало возможность ребята обратить внимание на некоторые проблемы использования родного языка: никогда не забывать о его богатствах и в полной мере использовать их в своей речи, больше читать, общаться, привыкать пользоваться словарями. 


Информацию подготовила ведущий библиотекарь Воробьева Т.К. 

Читайте также

Литературные посиделки «С книгой на скамейке»

Юные читатели библиотеки-филиала №19 увлекательно и интересно провели время в солнечный летний день: читали свои любимые книги на свежем воздухе, делились впечатлениями о прочитанном, отвечали на вопросы литературной викторины.

Книга в твоей жизни. Рубрика: ретро

В этом выпуске публикуется последняя статья из первой части альбома. О книге в своей жизни пишет ветеран Великой Отечественной войны Давыдов С. Д. Во второй части речь идет о книге И. Варшавского "Тревожных симптомов нет".

Аппликация «Котёнок по имени Гав» ( к 75-летию со дня рождения русского писателя и поэта Г. Б. Остера)

В библиотеке-филиале №27 ребята с удовольствием выполнили аппликацию по увлекательной книге «Котёнок по имени Гав».