Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
"Централизованная библиотечная
система г. Йошкар-Олы"
Йошкар-Ола, ул. Прохорова, 30 8 (8362) 63-64-50 Задать вопрос

Выставка-экскурс: Марийские народные верования

И просила я у Юмо,

У Земли, Луны и Солнца,

У Огня, Воды и Ветра,

У богов и кереметов,

Малость самую просила:

Не оставить без вниманья

Мирных странников, бредущих

По путям их одиноким.

/Спиридонов А. ЮГОРНО/

Верования предков народа мари являлись ядром духовной культуры, они определяли понятия о добре и зле, о равенстве людей в их стремлении к счастью и достоинству. Они почитали природу, которая олицетворяла божественное начало. Вся окружающая природа наделялась жизненной силой (илыше вий), душой (чон), духами(водыж). Марийцы поклонялись небесному богу (Юмо), дочери бога (Юмын уды), боялись злого духа (керемет), черта (ия). Г. Е. Шкалина в книге «Священный мир марийский» пишет: «В марийской мифологии, определяющей ядро национальной религии, в наибольшей полноте сохранились архаичные формы мышления и поведения в сравнении с соседними народами Европейского Севера, Волго-Камья, Приуралья. Автор анализирует основные космогонические мифы финно-угорских народов, знакомит с мифами о творении неба и земли, переосмысливает мифы о Юмо и Керемете. Одна из глав этой книги посвящена Кусото – священному храму марийского мира. О святой роще Кусото -также книга Степановой И. А, адресованная всем, кого интересует марийская традиционная религия. Почитание сил окружающей человека природы, традиции поклонения Духу Воды, Земли, Леса, в настоящее время- время экологических катастроф – являются особенно актуальными. Во все века, как зеницу ока марийцы хранят Кусото - святую рощу, где проводятся моления. В республике Марий Эл насчитывается более 500 молитвенных рощ. Священные рощи выбраны предками как благодатные места на земле. Жертвоприношение – это его способ общения с богом, при котором освящается жертвенное животное, рассматриваемое как символический дар. Книга прекрасно иллюстрирована. 

Представление о системе языческих верований и традиций, обычаев и обрядов, ритуалов и культов народа мари даёт брошюра Юдарова К. Г. «Вера предков: Язычество». Автор отвечает на вопрос: «Что характерно для язычества?» Это естественная религия, где человек является частью природы, где каждое ее явление обожествляется, имеет особый смысл. Главным во всей вере остается культ Солнца и Луны, с которыми крепко связаны многие традиции, верования и праздники. Автором собран и систематизирован обширный, оригинальный материал: об языческих богах, злых духах, мольбищах, народных праздниках и др. Ценной является глава, посвященная сбору целебных трав. Марийцы, к заготовке лекарственного сырья, относились, как к обряду. Сбор целебных трав можно рассматривать, как особый обряд со своими поверьями и традициями. Закончив сбор целебных трав, они благодарили всех тех, от кого получили этот бесценный дар: «Мать - сыра земля, Мать леса, Мать полей, Отец-солнце, спасибо за ваши дары, которые принесут нам пользу, помогут выздороветь». В народной медицине мари большое внимание уделялось проведению магических действий и произнесению заклинаний (шуведыме мут)в процессе, которых заклинатель, пользуясь энергией Ю, добивался изгнания болезни, колдовских чар, тревожащих душу и тело больного, очищения его организма. Заговорное слово могло умножать и отбирать здоровье, красоту, любовь; заживлять раны и открывать язвы, останавливать кровь и вызвать кровотечение. Слово может творить чудеса, если оно подчинено сильной воле и безграничной вере в него. Марийские заговоры, заклинания собраны в книгах: Петров В. Н. «Марий Ю. Марийские заговоры» (На марийском языке); «Осал вий деч аралтыш» (Заговоры против зла). В молитвах, обращенных к богу, люди просили земные и небесные силы воссоединиться, открыть свои богатые хранилища и наделить свой народ несметными богатствами, также просили здоровье, урожай. Об этом молитвы, обращенные к богу: «Кумалтыш пелештыме мут».



Информацию предоставила ведущий библиотекарь Центральной библиотеки Петрова С. А.

Читайте также

Марий талешке кече дене!

26 апреля в Республике Марий Эл отмечается день национального героя. В этот день почитают героев прошлого, отдавших свою жизнь за процветание края, своего народа.

Библиотекать рекомендует. Иллеш А.В., Пральников А.Е. «Репортаж из Чернобыля: Записки очевидцев. Комментарии. Размышления»

Книга вышла в 1987 году, одна из первых, посвящённых данной теме. Критические оценки, обличение виновных - нет, это не было целью её написания. Двое журналистов, прибывших сразу после аварии в Чернобыль по заданию редакции, сменяя друг друга, пробыли там до возведения «саркофага».

Час военной литературы «И мужество, как знамя, пронесли»

24 апреля в библиотеке-филиале №27 для студентов группы «ПД-26» ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум» был проведён час военной литературы «И мужество, как знамя, пронесли» к 100-летию со дня рождения советского писателя Бориса Львовича Васильева и к 55-летию со дня публикации его повести «А зори здесь тихие».